27.03.2018     0
 

Ректоры ведущих вузов РФ направили в Минобрнауки свое заключение по ФГОС


Ректоры трех известных университетов РФ — Ярослав Кузьминсков (ВШЭ), Николай Копачев (Санкт-Петербургский государственный университет) и Игорь Реморенко (МГПУ) составили собственное заключение, проанализировав проект федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и направили его в Министерство образования и науки.

__ ноутбук, компьютер, интернет

Как отметили авторы заключения, это быстрый анализ большого и сложного документа с комментариями нормативного, концептуального и методологического характера. И хотя ректоры назвали комментарии предварительными, редакция издания «Учительская газета» посчитала их серьезными, аргументированными и критическими.

В частности, авторы заключения указывают, что новые версии ФГОС стали в несколько раз объемнее, достигая почти 500 страниц для основного общего и почти 250 для начального общего образования. Однако при этом они сохранили примерные образовательные программы, а также концепции преподавания отдельных предметов, что является, по мнению авторов, непонятным и создает основу для бюрократического усложения работы учителя.

Следующее замечание касается излишней детализации тем в большинстве предметов, за исключением математики, что лишает учителя и учащегося адекватного выбора материала. Большим недостатком также является рассогласованность планируемых результатов и предметного содержания, в результате чего сложно понять, каким образом те или иные результаты могут быть достигнуты при изучении данного содержания. Кроме того, в части таких предметов, как иностранные и частично русский язык, предложена другая структурная модель изложения содержания.

Авторы указывают, что метапредметные образовательные результаты исключены из перечня результатов, подлежащих итоговой оценке, что делает шаг назад в ориентации на такие умения, как самостоятельное планирование собственной учебной деятельности, работа с информацией в разных формах, умение оценивать полученный результат, а также на самоорганизацию, кооперацию, коммуникацию и креативность. А между тем на современном рынке труда работодатели уже отмечают у молодых специалистов снижение и даже недостаток этих навыков.

В заключение авторы документа делают вывод, что историческое содержание проекта ФГОС больше напоминает справочник, а избыточность предложенного материала может стать причиной перегрузки детей и отказа от углублённого изучения предметов. Новый подход, предложенный Минобрнауки, отодвигает на периферию метапредметные навыки, которые в современном мире особенно важны для достижения жизненного успеха. В целом же, предложенный проект ФГОС не позволяет выполнить поручение президента России Владимира Путина по актуализации содержания образования и нуждается в доработке.

Источник: ug.ru.


Об авторе: Валентина Зелинская

INFORMUS.RU