Российская академия наук считает, что Минобрнауки следует создать единую площадку для общественного обсуждения создания новой версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) во избежание конфликта интересов и возникновения коррупционных рисков.
Академики 28 марта направили письмо главе Минобрнауки Ольге Васильевой, в котором отмечается, что в подготовке ФГОС задействованы около 90% авторов учебников, а это создает возможность конфликта интересов. Подчеркивается, что появляются условия, при которых коррупционные риски повышаются, а эффективность образования снижается, поскольку экспертизу могут использовать для конкурентной борьбы и дискриминации конкурирующих научных школ.
Приводятся печальные примеры, когда из федерального перечня были исключены учебники по математике Людмилы Петерсон и Наума Виленкина, а также учебник по русскому языку Светланы Львовой и пособие по системе развивающего развития Леонида Занкова.
Академики также считают, что РАН отсекли от участия в экспертизе учебников, в то время как ученые хотят максимального участия в этой работе всех сторон. Также академики предлагают, помимо создания единой площадки для общественного обсуждения ФГОС, вывешивать на сайте Минобрнауки результаты экспертиз при формировании нового федерального перечня учебников.
Ранее министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что должны быть созданы базовые линейки школьных пособий, в которых количество учебников по одному предмету должно быть сокращено до двух-четырех. На данный момент в федеральном российском перечне 1377 учебников, в том числе 82 — по русскому языку, 81 — по литературе и 81 — по английскому.
В итоге академики предложили установить требования и «контроль независимости групп экспертов», участвующих в подготовке учебников и новых стандартов для школы, ввести антикоррупционные процедуры для борьбы с лоббированием издательствами своих коммерческих интересов, создать независимый совет, который будет разрешать споры и разногласия экспертов.
Также отмечается, что работа по отбору лучших учебников должна быть постоянной. Для повышения качества образовательного процесса учебники следут систематически обновлять с учетом научных открытий. Реализация данного комплекса мер, считает РАН, позволит систематизировать всю учебную литературу и улучшить ее качество.
Источник: rbc.ru.