29.03.2018     0
 

РАН увидела риск коррупции при создании новых стандартов для школы


Российская академия наук считает, что Минобрнауки следует создать единую площадку для общественного обсуждения создания новой версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) во избежание конфликта интересов и возникновения коррупционных рисков.

__письмо документ подпись

Академики 28 марта направили письмо главе Минобрнауки Ольге Васильевой, в котором отмечается, что в подготовке ФГОС задействованы около 90% авторов учебников, а это создает возможность конфликта интересов. Подчеркивается, что появляются условия, при которых коррупционные риски повышаются, а эффективность образования снижается, поскольку экспертизу могут использовать для конкурентной борьбы и дискриминации конкурирующих научных школ.

Приводятся печальные примеры, когда из федерального перечня были исключены учебники по математике Людмилы Петерсон и Наума Виленкина, а также учебник по русскому языку Светланы Львовой и пособие по системе развивающего развития Леонида Занкова.

Академики также считают, что РАН отсекли от участия в экспертизе учебников, в то время как ученые хотят максимального участия в этой работе всех сторон. Также академики предлагают, помимо создания единой площадки для общественного обсуждения ФГОС, вывешивать на сайте Минобрнауки результаты экспертиз при формировании нового федерального перечня учебников.

Ранее министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что должны быть созданы базовые линейки школьных пособий, в которых количество учебников по одному предмету должно быть сокращено до двух-четырех. На данный момент в федеральном российском перечне 1377 учебников, в том числе 82 — по русскому языку, 81 — по литературе и 81 — по английскому.

В итоге академики предложили установить требования и «контроль независимости групп экспертов», участвующих в подготовке учебников и новых стандартов для школы, ввести антикоррупционные процедуры для борьбы с лоббированием издательствами своих коммерческих интересов, создать независимый совет, который будет разрешать споры и разногласия экспертов.

Также отмечается, что работа по отбору лучших учебников должна быть постоянной. Для повышения качества образовательного процесса учебники следут систематически обновлять с учетом научных открытий. Реализация данного комплекса мер, считает РАН, позволит систематизировать всю учебную литературу и улучшить ее качество.

Источник: rbc.ru.


Об авторе: Валентина Зелинская

INFORMUS.RU